Структура и органы управления образовательной организацией

Рисунок2

Управление школой осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия. В основу положена уровневая структура управления.
Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с педагогическим советом школы, Управляющим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Педагогический совет согласовывает Программу развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы. Общее собрание трудового коллектива согласовывает коллективный договор.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, общешкольный родительский комитет, профсоюзная организация.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен школьными методическими объединениями, дополнительным образованием. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.
Четвёртый уровень организационной структуры – уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Этот уровень представлен Советом самоуправления, представители которого входят в состав Управляющего совета Школы, детским объединением «Исток», которые действуют на основании утвержденных Положений.
Вышестоящий орган, осуществляющий управление в сфере образования: Управление образования администрации Нижнеломовского района.

Учредитель:

– осуществляет государственный контроль (надзор) в области образования;
– осуществляет государственный контроль качества образования;
– осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью Школы;
– утверждает Устав Школы, изменения и дополнения к нему;
– принимает решение о переименовании, ликвидации, реорганизации в установленном порядке.

Исполнительным органом Школы является его Директор.
Директор осуществляет руководство деятельностью Школы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, несет ответственность за деятельность Школы.
К компетенции Директора относятся вопросы осуществления руководства деятельностью Школы, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами, законодательством Пензенской области.
Директор организует выполнение решений Учредителя по вопросам деятельности Школы.
Директор вправе приостановить решения Управляющего Совета, Педагогического совета в случае их противоречия законодательству Российской Федерации.

Управляющий совет Школы (далее – Совет) – коллегиальный орган, наделенный полномочиями по осуществлению управленческих функций в соответствии с настоящим Уставом.
Совет формируется в соответствии с Положением об Управляющем совете МБОУ СОШ № 1 г. Нижний Ломов.
Избираемыми членами Совета являются представители родителей (законных представителей), представители обучающихся 2-3-й ступени, представители работников Школы.
Директор входит в состав Совета по должности как представитель администрации.
В состав Совета может быть делегирован представитель Учредителя.

Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления Школы, который создается для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Членами Педагогического совета являются все педагогические работники Школы, а также иные работники Школы, чья деятельность связана с содержанием и организацией образовательного процесса. Председателем Педагогического совета является Директор Школы. Решения Педагогического совета по вопросам, входящим в его компетенцию, правомочны, если на заседании присутствовало не менее половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя Педагогического совета является решающим. Педагогический совет в полном составе собирается не реже 4-х раз в год. Для рассмотрения текущих вопросов созываются малые Педагогические советы.
Педагогический совет:
– обсуждает и проводит выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
– организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, распространению передового педагогического опыта;
– определяет направления опытно-экспериментальной работы, взаимодействия Школы с научными организациями;
– принимает решение о применении систем оценок успеваемости обучающихся по отдельным предметам (дисциплинам), в том числе разделам программ;
– принимает решение о проведении промежуточной аттестации в данном учебном году, определяет конкретные формы, порядок и сроки её проведения;
– принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс.

В целях содействия Школе в осуществлении воспитания и обучения детей в Школе создаются Родительские комитеты классов и Родительский комитет Школы. Родительский комитет класса избирается Собранием родителей класса в количестве 2-4 человек. Собранием родителей класса избирается 1 представитель в Родительский комитет Школы. Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов Родительский комитет Школы созывает Родительское собрание Школы, Родительский комитет класса созывает Собрание родителей класса.
Собрания родителей класса проводятся с участием классного руководителя, Родительские собрания Школы – с участием Директора, классных руководителей и педагогических работников. Родительский комитет Школы отчитывается о своей работе перед Родительским собранием Школы, а Родительский комитет класса – перед Собранием родителей класса.
Родительские комитеты классов и Родительский комитет Школы действуют на основании Положения о Родительском комитете. Родительский комитет призван содействовать Школе в организации образовательного процесса, социальной защите обучающихся, обеспечении единства педагогических требований к обучающимся.

*************************************************************************************************************